shapka

moyashko

О школе



 

edin20200519

За последние несколько десятилетий мы действительно утратили чувство безопасности собственной жизни. На смену этой простой уверенности пришло беспокойство, которое стало настолько привычным, что является фоновой мыслью для родителей. Если ребенок не позвонил после выхода из школы в течение 30 минут, мы начинаем думать о худшем. И это нормально. Нормально беспокоиться за своего ребенка. Не нормально — передавать ему свои панические настроения или давить гиперопекой, которая приведет к низкой самостоятельности и, как следствие, к наплевательскому отношению к собственной безопасности.

«Мир, мое солнышко, — это сосредоточение угрозы». Почему так нельзя говорить с ребенком?

Ребенку живется в нашем неспокойном мире так же тяжело, как и взрослому. Его пугает гораздо большее количество информации, он способен почувствовать себя уязвимым куда чаще. Но, в отличие от взрослого, подросток имеет огромную потребность в поиске этой информации, в изучении окружающего мира и контактах с ним. Он тестирует мир и себя на прочность. Если же с детства реальность воспринимается через слова «боюсь», «страшно», и «опасно», то ребенок будет защищаться от действительности, а не стремиться ее познать. Страх перед реальностью — самый плохой способ обезопасить ребенка. Обратный пример — Израиль, страна, где все живут в состоянии боевой готовности. Тем не менее, дети там растут с ощущением безопасности и без паники. И это заслуга родителей, которые смогли выстроить систему эмоционального комфорта. Они сформировали разумное отношение к терроризму (об этом ниже), научили слушаться людей в форме и доверять военным, чувствовать уверенность. Они, в конечном счете, не нагнетают атмосферу дома.

«В мире много зла, но мы сильнее». Объяснение через сравнение

Дайте ребенку понять, что террористов очень мало. Просматривая телевизионные передачи, школьник может убедиться, что во всем мире постоянно происходит что-то ужасное — ну как тут не согласиться с тем, что зло повсюду? Вы должны прийти на помощь, объяснив, что реальность далека от списка новостей. Скажите ребенку, что опасных людей и террористов намного меньше, чем обычных людей, и точно меньше, чем защитников — армии и полиции. Скажите ребенку, что действия террористов нацелены не на него, Сашу Маслова из 5 «Б». Ребенку младшего подросткового возраста можно рассказать принцип действия террористов: они запугивают, выбирая символичные места, определенные даты, — страшные вещи не происходят повсеместно. Не бойтесь провести старшему ребенку простую аналогию: в автомобильных катастрофах гибнет в сотни раз больше людей, чем от действий злоумышленников и террористов, но все продолжают ездить на работу, не опасаясь за жизнь. Главное — помнить о простых правилах: всегда пристегиваться, переходить дорогу на зеленый свет светофора, не садиться к пьяным водителям, не садиться в машину к незнакомым людям и т.д. Ребенок поймет: безопасность во многом зависит от нас самих, и если мы будем соблюдать правила, все будет в порядке.

«Ты знаешь, что делать, если в школе или на улице случится теракт или стрельба?» Подготовьте ребенка к ситуации

Каждый ребенок должен знать, что делать в любой из опасных ситуаций. Не важно, что это — стрельба в школе, теракт или авария на дороге. Теория и висящие над рабочим столом наглядные пособия по ОБЖ помогут лишь отчасти, дайте ребенку практические навыки. Именно они помогают почувствовать уверенность. Вы, родитель, должны объяснять ребенку (на собственном примере и ежедневно), что из любого сложного положения есть выход. Если мама восклицает над каждой разбитой тарелкой «Ох, что же делать!» — это плохой пример. Если папа угрюмо смотрит на счета и каждый день, вспоминая нерадивого начальника, повторяет: «Я не знаю, что с этим все делать...» — это тоже плохой пример. Знание, что почти любая ситуация решаема, очень мобилизует. Второй важный момент — говорите с ребенком о важности практической и эмоциональной помощи тем, кто в тяжелой ситуации окажется рядом. Это запускает механизм «я сильнее, я справлюсь» и отвлекает от собственных переживаний и страха. Если вы — родитель младшеклассника, не стоит вдаваться в подробности, разбирая причины и виды террора. В игровой форме покажите, какие именно действия следуют в критической ситуации. Если же речь идет о детях-подростках, важно показать им свое доверие с помощью обсуждения важных вопросов. У детей 11-12 лет и старше появляется чувство ответственности за себя и за окружающих, вам важно укрепить его. Разберите с ребенком причины терроризма, обсудите их. Не бойтесь «страшной темы», спрашивайте прямо, подталкивая к рассуждениям: «Как думаешь, почему там стреляли?», «Зачем это может быть нужно террористам?». Подросток способен действовать более самостоятельно, чем ребенок 6-8 лет, и потому для него может быть мало простой инструкции, важно разобрать разные стратегии поведения.

Три правила поведения в случае стрельбы или теракта (и даже в случае минимальной угрозы)

1. Уходи от источника опасности быстро и как можно дальше
2. Найди взрослого, который вызывает доверие, и обратись к нему за помощью
3. Выполняй инструкции взрослого человека, который оказался рядом.