shapka

moyashko

О школе



 

edin20200519

«Лава, текущая в грядущие года». (М. Алигер)

#НавигаторыДетства#моигоризонты
Каждый рад, если ему попадется счастливый билетик. А как такой билет найти в жизни? Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Однако недоросль, напичканный знаниями в области физики, биологии, химии, географии, математики зачастую в свои недолгие шестнадцать-семнадцать лет все же не понимает, чем ему нравится заниматься, какой вуз выбрать, в чем его призвание. Подросток стоит перед выбором, который определит его дальнейшую жизнь на долгие годы. Что, если выпускник выберет одну профессию, а спустя 5 или 10 лет поймет, насколько он был прав либоошибся, насколько ему физически или морально сложно выполнять ту или иную работу? Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы и бесцельно выбранную профессию, в школах России успешно функционирует проект «Билет в будущее».
На занятиях, которые ведутся с 6 по 11 классы, школьники России узнают о требованиях, нужных для получения профессии: о необходимом образовании, о вырабатываемых навыках. В нашей школе проект успешно реализуется с 2022 года. В рамках этого проекта каждый ребенок определяет свои сильные стороны, интересы и возможности. Он узнает о различных видах профессиональной деятельности и выбирает наиболее подходящую для себя профессию. Конечно, профориентацией мы занимались в школе давно, еще в советские времена, но сейчас возможности Всероссийского проекта настолько многогранны, что каждый ребенок чувствует себя уникальным, особенным, окрыленным. Для проведения профориентации используются разнообразные инструменты: психологические тесты «Мои таланты», «Мои профсреды», «Мои ориентиры», «Осознаю», «Понимаю», профпробы, диагностики, экскурсии и практики. То есть ребенок не просто слушает лекции или смотрит видеоролики с экрана, он погружается в профессию, словно Алиса, прыгнувшая в нору вслед за Кроликом. Причем задача преподавателя-навигатора - направить, вдохновить и поддержать склонности ученика, дать возможность ему самому окунуться в мир профессий, попробовать свои силы. Нельзя решать за ребенка, но и нельзя его отговаривать от выбранной профессии: пусть пробы покажут, насколько верен его выбор. А может быть, ученик пойдет вопреки слабым возможностям, поработает над собой, преодолеет трудности и приобретет-таки желанную профессию. Пройдут годы, и взрослый состоявшийся человек, встретившись со мною, скажет: «Как Вы были правы, Оксана Андреевна, я все-таки смог стать летчиком (строителем, агрономом)! Я рискнул, я попробовал, у меня получилось!». И я, и другие педагоги-навигаторы становимся счастливы вдвойне, ибо с помощью ресурсов проекта мы помогаем детям стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Пусть с помощью проекта ребенок почувствует, что вытащил счастливый билет.
В памяти всплывают строки Маргариты Алигер:
А наши судьбы, помыслы и слава,
мечты, надежды, радость и беда —
сейчас еще расплавленная лава,
текущая в грядущие года.
Ничто не затеряется, не сгинет…
Каждая проба, каждая экскурсия, каждая диагностика формируют личность, дают ребятам огромный поток энергии, адреналина, тайных надежд, робких желаний и уверенных побед. Значит, проект «Билет в будущее» - не просто инструментарий, не просто путевка в жизнь, не готовое блюдо, а ингредиент в формировании Человека. Это проект о любви к себе, к людям, к России, к человеческим возможностям.

Педагог-навигатор МБОУ Калитвенской СОШ
Каменского района Ростовской области
Желтова О. А.

1

2

3

4