Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калитвенская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области (МБОУ Калитвенская СОШ)
Конспект классного часа в 8 классе к Всемирному днюинвалида «Они хотят, чтобы их понимали»
Кл. рук.: Кулишова Светлана Валентиновна
2017 – 2018 уч. год
Цели: ознакомление с понятием «инвалид»; обучение контролю над собственными эмоциями; формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы; воспитание терпимости к людям-инвалидам.
I. Организационный момент.
II. Подготовка к изучению нового материала.
- Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.
- Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).
-Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.
- Сколько рук у человека?
-Сколько ног у человека?
- У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?
-А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.
-Чего не хватает у человека?
-Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?
-А как его можно назвать?
-Прочитаем словарную статью из толкового словаря Д.Н.Ушакова
ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.
- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).
III. Изучение нового материала.
1.- Тема нашего классного часа: «Они хотят, чтобы их понимали». Как вы понимаете эти слова?
2. -Выполним следующее задание. Прочитаем предложения. С помощью сигнальных карточек выразим, насколько верны эти высказывания по отношению к вам. Отвечайте очень честно.
Зелёная карточка – «верно»
Жёлтая карточка - «почти верно»
Красная карточка – «неверно»
* В нашем классе появилась девочка – инвалид. Я стараюсь её не замечать.
* Если ребёнок – инвалид просит меня поиграть с ним, то я охотно соглашусь.
* Я не буду совместно выполнять трудное задание с мальчиком – инвалидом. Попрошу дать мне в помощники другого ребёнка.
- Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам. Оказалось так же, что у нас есть и не толерантные к инвалидам дети. Хочется надеяться, что после нашего урока у них изменится отношение к инвалидам.
3.- Бывают случаи, когда детям кажется, что они толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле всё оказывается как в стихотворении А.Барто «О человечестве».
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
- По-человечески ли рассуждает мальчик о своём дедушке – инвалиде?
-Можно ли так сказать: инвалид – не человечество? Разве он не относится к людям?
- Поднимите руку, кто считает, что инвалиды такие же люди, как и мы с вами, но с некоторыми дефектами.
4.- Выполним следующее задание. Поставьте плюс рядом с рожицей, которая будет обозначать выражение вашего лица при встрече с ребенком – инвалидом.
- Ребята, если при встрече с инвалидом у вас будет спокойное выражение лица, то это значит, что вы понимаете его проблемы и относитесь к нему толерантно. Прочитайте вдумчиво текст.
Ты воспринимаешь мир целиком. Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.
Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи – слышать и говорить.
- Задумывались вы когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться? Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их. Отметьте, какие чувства вызывают у вас такие люди.
- Представьте себя на месте незрячего или глухого. Выберите из предложенных эмоциональных состояний то, которое ты испытал бы на месте этого человека.
5.- А сейчас проанализируйте ситуацию и сделайте вывод, что ещё нельзя делать по отношению к инвалидам
СЦЕНКА
МАМА - Доченька, что случилось? Ты уже целую неделю не хочешь, чтобы я вывозила тебя на улицу, а ведь тебе нужен свежий воздух.
ДОЧКА- Мама, я больше никогда не буду выходить их дома. Каждый раз, когда ты вывозишь меня на коляске, все ребята во дворе начинают шушукаться, рассматривать меня, как будто я музейный экспонат. Мне это неприятно.
- Ребята, люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчётливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрёстке, предложите ему помощь.
6. – Послушайте заметку из газеты «Здоровье» и закончите ее, выбрав верный, по-вашему мнению, вывод.
Недавно мы вернулись с экскурсии по Голландии. Нас удивило там то, что в воскресный день в детском парке мы встретили очень много детей-инвалидов. Они играли вместе с обычными детьми, смеялись, ели мороженое. Все вокруг относились к ним как к обычным ребятам, но сразу очень вежливо и быстро предлагали им свою помощь, если в этом была необходимость. В нашем городе такого не встретишь, потому что…
1. У нас нет детей-инвалидов.
2. К сожалению, у нас не такие толерантные дети, как в Голландии.
- Да, ребята, у нас очень много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим.
- Итак, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? (сделать жизнь инвалидов легче и интереснее)
- Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
IV. Физкультминутка
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку. Удобно ли вам было выполнять мои команды?
- А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?
- Теперь попросите соседа по парте помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
-Какой из этого можно сделать вывод? (инвалидам необходимо помогать)
-Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.
- Когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за их силу духа и мужество!
- Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им? Какие это должны быть качества? На парте лежит зеркальце и листы, на которых записаны слова. С помощью зеркальца определим, какими качествами должен обладать человек, который стремится не только быть толерантным по отношению к людям инвалидам, но и хочет оказать им помощь?
Доброта
Отзывчивость
Сострадание
Сердечность
Понимание
Уважение
Вежливость
- С каждым из нас завтра может случиться беда, каждый может попасть в автомобильную катастрофу и стать инвалидом.
-Прочитаем хором «золотое правило поведения»:
«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
V. Подведение итогов урока.
-Чему вы научились на уроке?
-Что нового узнали?
-Почему тема нашего сегодняшнего классного часа об инвалидах звучала так: «Они хотят, чтобы их понимали»?